«ХВАЛИТЬ НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ», — где поставишь запятую ты?. Семейный психолог, психолог-практик, арт-терапевт Екатерина Кирсанова

«ХВАЛИТЬ НЕЛЬЗЯ РУГАТЬ», — где поставишь запятую ты?

В век осознанности часто можно услышать о противостоянии двух лагерей по вопросам воспитания:

✨ «старой закалки», которые не терпят от детей неповиновения,
✨ «осознанные», принимающие детей такими, какие они есть.

В погоне за тем, чтобы не навредить, мы «причиняем добро», а ребенку только хуже. Исходя из практического опыта, сегодня разберемся, чем же мы вредим нашим детям? 

❌СТОП-фраз первого лагеря: 

— Как тебе не стыдно?
— Какое ты имеешь право говорить такое старшим?
— Подрастешь и будешь рот открывать.
— Лучше бы я не просила.
— Уйди с глаз моих! Мне такой плохой ребенок не нужен.

и подобные фразы, посыл которых — оценка личности ребенка, а не его поступка.

Естественное желание любого ребенка — нравится своему взрослому. Вызывая чувство вины и стыд, мы заставляем его надевать маски, стесняться проявления себя.

❌Второй лагерь. Здесь ситуация тоньше, и строго конкретных фраз нет — важно их количество.

🔅Вот Миша, которому на даже самый незначительный поступок (например, расчесался, бросил мяч и пр.) родители сокрушаются в овациях: «Вау! Ты такой молодец! Ты просто лучше всех!»

🔅А это Петя, который может ударять и оскорблять всех вокруг, а родители «в п*пу дуют», получают и в свой адрес от Пети и говорят: «Мы воспитываем из него лидера, поэтому он полностью властен сам решать, что делать и как».

Миша в итоге может вырасти перфекционистом. Ему будет стыдно, если будет неидеально, ведь родители с детства подчеркивали, какой он превосходный.

А Петя не будет знать границ других людей, ощущение вседозволенности ни раз в жизни «ударит» его по голове.

Так как прийти к балансу?

Родительство — нелегкая работа. Мы должны поддерживать наших детей, давать им чувство опоры и поддержки в любой ситуации. Но в то же время, мы должны прививать детям чувство ответственности, оценивать критически ПОСТУПКИ (не личность!) ребенка, помогать ему их исправить. Рассказывать о границах других людей, уважении и взаимодействии. Да, порой придется быть и строгим родителем, но не унижающим.

Есть, над чем подумать, правда?