Так ли хорошо популярное «раннее развитие» ребенка?
Многие родители корят себя за то, что мало занимаются с ребенком, другие погружаются в этот процесс чрезмерно… Как выдержать баланс, учитывая научную периодизацию развития ребенка? Давайте разбираться! По Эриксону выделяют следующие стадии развития:
1️⃣Младенчество (0-1 год) — концентрация на образе матери, формирование доверия к миру. Здесь мы дарим свое внимание, любовь и заботу.
2️⃣Раннее детство (1-3 года) — близость с родителями, формирование самостоятельности, появление первых социальных страхов — стыда, сомнения, если родители проявляют излишнюю требовательность и вводят большое количество ограничений. Здесь мы поощряем самостоятельность, даем поддержку и вводим первые развивающие занятия по изучения форм, цветов, текстур, но никакой математики или чтения😁
3️⃣ Детство (3-6 лет) — активное познание мира, моделирование отношений взрослых в игре. Добавляется инициатива. Появляется совесть и моральная ответственность. Частое неодобрение, наказания за ошибки могут вызвать ощущения вины и тогда будет тормозиться инициативность, развиваться пассивность. Стараемся изучать буквы, читать, складывать и отнимать через ИГРУ — так усвоение информации будет мягче.
4️⃣Школьный возраст (6-12 лет) — воспитывается трудолюбие. Ребенок ищет свое место в социуме, получает признание. Если достижения невелики, то ребенок может остро переживать свою неумелость, чувствовать себя обреченным. Вместо компетентности тогда станет развиваться неполноценность. Здесь закладывается начало профессиональной идентификации.
5️⃣Отрочество и юность (12-20 лет) — формирование идентичности, выбор жизненного пути. Если на предыдущих этапах пошел сбой, то здесь может наблюдаться диффузность идентичности и инфантилизмом.
Как вы видите, большое внимание в развитии ребенка уделяется именно его психологическому развитию, а не умственному, потому что если ребенок здоров ментально, то и умственно он будет развиваться согласно возрасту. Главное, что могут дать родители — поддержка, забота, любовь и психологическое здоровье будущего взрослого